Главная / Рузское благочиние / Храмы Рузского благочиния / Церкви Рузского района / с. Колюбакино Богородицерождественская церковь / История
с. Колюбакино Богородицерождественская церковь
Церковное место во имя Рождества Пресвятыя Богородицы в селе Колюбакине бывшего Рузского уезда Московской губернии известно с начала ХVI века.
Церковное место во имя Рождества Пресвятыя Богородицы в селе Колюбакине бывшего Рузского уезда Московской губернии известно с начала ХVI века. В первой половине ХVI в. Колюбакино - село с храмом (деревянным) Рождества Богородицы принадлежит княжескому роду Турунтаевых. У князя Ивана Турунтаева село Колюбакино с деревнями отписывается на царя и великого князя Ивана Васильевича к дворцовым селам, как видно из данной Ивана Васильевича прикащику Васюку Чижеву 1548 г.: "...велено тебе ведати княж Ивана Турунтаева вотчина село Колюбакино с деревнями".
Первые письменные источники с упоминанием церкви Рождества Богородицы относятся к 1628 г. В окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа написана церковь Рождества Пресвятая Богородицы," Что в Рузском уезде в государевом дворцовом селе Колюбакине дани 2 алтына, 2 денги, десятильничих гривна". По писцовым книгам Рузского уезда Кремичевской волости в 1625 г. при селе Колюбакине "церковной пашни 2 десятины, да лесом поросло 4 десятины". По указу царя Михаила Федоровича село Колюбакино с деревнями из дворцовых сел было пожаловано Михею Максимовичу Протопопову, а в 1647 г. куплено боярином князем Яковом Никитичем Одоевским: при церкви Рождества Богородицы в селе Колюбакине упоминались дворы попов, дьячков и просвирницын. Церковное предание называет ктитором постройки дошедшей до наших дней трехпрестольной каменной церкви в селе Колюбакине известного государственного деятеля царствования царя Алексея Михайловича князя Никиту Ивановича Одоевского.
Ко времени постройки каменного храма он уже был известным военноначальником, воеводой, автором некоторых статей "Соборного Уложения" 1648 г., совмещая военные дела с дипломатическими переговорами с Польским королем. Освящение вновь построенной церкви в Колюбакине относится к 1652 г. по храмозданной грамоте от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона. Князь Н. И. Одоевский не был несведущим в строительном деле, о чем говорит данное ему поручение от царя в 1659 г. наблюдать за некоторыми постройками укреплений Столицы.
В 1660-е - 1670-е гг. Н.И.Одоевский был во главе важных государственных приказов (Судного, Аптекарского),он умирает в 1689 г. и тело его захоронено в родовой усыпальнице Одоевских в Свято-Троице Сергиевой Лавре. Он был женат на представительнице известного боярского рода Шереметевых Евдокии Федоровне и имел от нее четырех сыновей: Михаила, Федора, Алексея и Якова. По разделу недвижимого имущества князей Одоевских село Колюбакино Руцкого уезда достается на часть его сына князя Якова Никитича Одоевского, а в 1700 г. вотчиной владеет его жена вдова Анна Михайловна Одоевская, (урожденная Черкасская). Еще в 1697 г. по прошению кн. Я.Н. Одоевского на священническое место к Богородицы Рождественскому храму в село Колюбакино был определен сын престарелого Колюбакинского священника Агапита Тимофеева Никифор Агапитов. В переписных книгах 1673 г. при Богородицерождественской церкви написаны 47 приходских дворов служба в церкви бывает временная.
В 1705 г. при церкви Рождества Богородицы в селе Колюбакине находились двор священника Никифора Агапитова и двор дьячка его брата Игнатия Агапитова. В поношении 1722 г. Никифор Агапитов докладывал по священству в Рузе, что "...вышеписанная церковь Рождества Богородицы в селе Колюбакине построена издревле каменная, а по чему прошению и в котором году он поп сказать не упомнит и в прошлом 1652 году оная церковь посвящена по благословению Никона Патриарха, а по челобитью князя Никиты Ивановича Одоевского...".
Сыновья священника Никифора Агапитова Павел, Алексей и Петр состояли при Рождественской церкви в дьячках, пономарях и сторожах. После княгини Анны Михайловны Одоевской село Колюбакино переходит во владение ее внукам князьям Петру и Алексею Михайловым Черкасским. Черкасская Варвара Алексеевна, жена графа , владеет селом Колюбакиным с деревнями в 1755 г.
В 1756-1757 гг. при назначении Василия Павлова диаконом церкви Рождества Богородицы села Колюбакина в справке Переславской Консистории находим: "при церкви ...приходских дворов имеется, именно вотчины помянутого графа П.Б. Шереметева во оном селе Колюбакине господский дом один, крестьянских 58 дворов, в деревнях Неверове и Завражье, отстоящих от села в 2-х верстах крестьянских дворов 20, вотчины помещика А. Яковлева в деревне Кривошеина в I/4 версты крестьянских 5 дворов, Звенигородского уезда вотчины помещика А.Я. Дашкова в деревне Шарапове, отстоящей в 3 верстах с половиной крестьянских дворов пять". Здесь же дается характеристика причта церкви в селе Колюбакине: о попе - нетвердый, ноту знает, диакон -поет и читает не худо, о дьячке - неисправен, петь не умеет, а ежели не изучится, то в солдаты отдать...".
Из архивного дела мы узнаем фамилию целого поколения священно-церковнослужителей Богородицерождественской церкви села Колюбакина - Шумовы. В июле 1758 г. священник церкви Рождества Богородицы Павел Никифорович Шумов обращается к переславскому епископу Амвросию с разрешением установить новый жертвенник в церковь, в связи с пролитием во время божественной литургии при постановке Св. Потира на жертвенник: "...несколько крови Христовой на имеющийся на жертвеннике литон пролилось".
Владыка определил, что пролитие произошло не из-за жертвенника, "а от того, что Потир покрыт был худо воздушком" сего ради за таковую небрежность (погрешность) удержаться ему на шесть недель от священнослужения.
В Экономических примечаниях по Рузскому уезду за 1800 год находим село Колюбакино, Рождествено с тремя деревнями: "...тайной советницы В.П. Разумовской, церковь каменная об одном этаже Рождества Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и Василия Блаженного, господский дом деревянный". Отечественная война 1812 г. не прошла мимо села Колюбакина и Богородицерождественской церкви: храм был ограблен неприятелем и осквернен, однако антиминсы и наиболее ценные вещи из ризничного и церковного имущества были спасены настоятелем о. Стефаном Дмитриевичем Писаревым, переведенного архиепископом Дмитровским Августином (Виноградским) к Богородицерождественскому храму в село Колюбакино в январе 1812 года. За свою деятельность во время Отечественной войны о. Стефан Писарев в 1818 г. получил бронзовый крест с надписью "за 1812 г.".
К сожалению, до нашего времени не дошло подробного описания храма в Колюбакине до нашествия Наполеона. После изгнания врага из Москвы и из пределов Отечества, епархиальное начальство распорядилось рапортовать об освящении оскверненных и ограбленных святынь. К 1813-1814 гг. относится опись церковного и ризничного имущества церкви Рождества Богородицы в селе Колюбакине Рузской округи Московской губернии.
Внешнее убранство храма: "каменное здание, с двумя приделами, колокольня над папертью из трех столбов, двери все деревянные <…> престоле антиминс на белом атласе, на жертвеннике находилась одежда и срачица из белого холста. На престоле находилось евангелие обтянутое малиновым бархатом, с наугольниками и евангелистами серебряными , малое евангелие обтянутое зеленым бархатом. За престолом располагались крест с живописным изображением Распятия Господня и образ Божией Матери Тихвинской, а также другой запрестольный образ Владимирской иконы Божией Матери и на обороте Казанской Божией Матери. На горнем месте находилось изображение Господа Саваофа. В алтаре была положена живописная плащаница. Из алтарных икон в описи упоминается образ Боголюбской иконы Божией Матери.
Предалтарный иконостас столярной работы с резьбой, выкрашен из мастичного лака... цветом с лазоревыми тумбами, а резьба вызолочена червонным золотом". Из икон местного яруса иконостаса перечисляются: с правой стороны царских врат Господа Вседержителя, Рождества Пресвятой Богородицы, по левую сторону образ Божией Матери с младенцем, образ великомученицы Варвары с изображениями разных угодников Божиих (образ чтимый тезоименитый графини В. П. Разумовской). Царские врата главного иконостаса столярной работы с резьбой вызолоченной, с изображениями Благовещения и четырех евангелистов. Над царскими вратами находился образ Тайной вечери. Алтарные двери были с изображениями живописными Архангелов Михаила (южные), Гавриила (северные). В приделе Святителя Николая предалтарный иконостас столярной работы с резьбой, выкрашен из мастичного лака, с вызолоченной резьбой червонным образом. Царские врата столярной работы. Местные образы: Господа Вседержителя, Николая Чудотворца (храмовый), иконописный образ Николая Чудотворца древний, в серебряной ризе с позолотой с вставным Распятием, образ Божией Матери, на алтарных дверях - архидиакон Стефан (северный).
Над царскими вратами Никольского придела располагался образ Моление о Чаше... В Никольском алтаре за престолом находились: крест живописной работы с изображением на одной стороне Распятия Господня, на другой - Николая Чудотворца; икона Божией Матери с изображением на другой стороне преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. В приделе во имя Василия Блаженного был такой же крашенный деревянный, местами с позолоченной резьбой иконостас, как и в Никольском приделе. Из местных икон опись выделала два образа Василия Блаженного, один с медной ризой, без украшений.
В марте 1813 г. графиня Варвара Петровна Разумовская обращается преосвященному архиепископу Московскому Августину, который после смерти в 1812 г. митрополита Платона (Левшина) возглавлял Московскую епархиальную кафедру, с просьбой дать разрешение на обновление храма в ее вотчине в селе Колюбакине Рузской округи. После нашествия неприятеля в 1812 г. был освящен настоящий храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, а в июне 1813 г. по указу Московской Духовной Консистории благочинный священник Федор Иванов освятил Никольский придел (6 июля) и придел Василия Блаженного (7 июля) на вновь выданных антиминсах. Кроме села Колюбакина в приход Богородицерождественской церкви входили деревни Апальщина, Неверова, Завражье, Новая, а также усадьба Звенигородского уезда сельцо Шарапово.
После смерти графини В.П. Разумовской в 1823 г. по ее духовному завещанию каменный дом в Москве в приходе церкви Спаса на Глинищах и недвижимые имения, в том числе и подмосковные: село Волынское Дмитровского уезда, село Покровское, Акулово Звенигородского уезда, село Колюбакино с деревнями Апальщина, Завражье, Неверова и Новая перешли во владение ее сыновей графов Петра и Кирилла Алексеевичей Разумовских.
Из материалов, хранящихся в фонде Рузского уездного суда, узнаем, что после очередного раздела имения при селе Колюбакине 11 мая 1827 г. между графом П.А.Шереметевым (Разумовским) с сестрами В.А. Репниной и Е.А. Уваровой (урожд. Разумовские) усадьба с деревнями достается графу П.А. Разумовскому, который в свою очередь продает свое наследственное имение 21 июля 1827 года за 200 000 рублей ассигнациями титулярному советнику и кавалеру Геннадию Владимировичу Грудьеву; "Московской губернии Рузского уезда в селе Колюбакине с деревней Новой, Неверовой, Завражье и Апальщиной по 7 ревизии дворовых людей и крестьян мужского пола 591 душ".
Клировая ведомость Церкви Рождества Богородицы за 1827 г. дает скупое описание храма, повторяя сведения ранних бумаг: "построена когда и кем неизвестно, зданием каменная, крепка, престолов три... утварью посредственна, приходских дворов 126, в них душ мужского пола 694, женского 762... село Колюбакино владение титулярного советника Геннадия Грудьева".
В клировой ведомости за 1829 г. читаем: "село Колюбакино церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, построена когда и кем неизвестно, зданием каменная с таковою же колокольней , престолов три... в настоящей и приделах... холодные (зимние - без отопления), в приходе 142 двора с населением 698 душ мужского пола и 752 женского (деревни Высоково, Новое, Завражье, Неверово, Апальщина, сельцо Шарапово Звенигородского уезда).
В 1833 году помещик села Колюбакина коллежский советник Г.В. Грудьев задумал перестройку разрешенную епархиальным начальством в Богородицерождественской церкви, а именно "приделы соединить с настоящей церковью и распространить пристройками почему придел Святителя Николая сломан..." Работы по перестройке трапезы и приделов по утвержденному проекту с 1833 г. были начаты Г. В. Грудьевым, но в ноябре-декабре были остановлены с запрещением священнослужения в церкви села Колюбакина. Новый владелец, действительный тайный советник и сенатор Николай Александрович Челищев стал строить не по планам утвержденным государственными и церковными властями, а по новому проекту, за что и было предписано Московской Духовной Консисторией и правящим митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) запретить священнослужение, а приход перевести в соседнее село Горбово (в 5 верстах) к церкви Смоленской иконы Богородицы.
В 1834 г. Н.А. Челищев примирился с московским митрополитом и приступил к перестройке трапезной части храма и приделов. Из клировых ведомостей 1842 г. по Рузскому уезду узнаем: "церковь Рождества Богородицы в селе Колюбакине, построена когда и кем неизвестно, престолов три: в настоящей холодный во имя Николая, во втором приделе теплом во имя преподобного Иоанна Дамаскина по желанию помещика действительного тайного советника Николая Александровича Челищева 1334 года приделы объединены аркою с настоящей и пристройками распространены, в 1835 г. освящены. На выстроенную церковь и колокольню план имеется, утварью посредственна, домы у причта от помещика Н.А. Челищева деревянные на церковной земле... приход 107 дворов, 613 душ мужского пола и 614 женского". Таким образом, по благословению митрополита Филарета (Дроздова) перестройка приделов в августе 1835 г. была завершена и освящен новый престол во имя Иоанна Дамаскина.
В 1846 г. после смерти М. М. Челищевой действительный тайный советник и кавалер Николай Александрович Челищев с сыновьями Михаилом, Федором, Николаем и Андреем составили раздельную запись о недвижимом имуществе семьи Челищевых и на часть Н. А. Челищева досталось имение при селе Колюбакине Рузского уезда Московской губернии с деревнями с 267 душами мужского пола. Из клировых ведомостей церквей Рузского уезда за 1848 г. узнаем, что Богородицерождественская церковь, каменного здания с колокольней с тремя престолами (холодным - Рождества Богородицы, теплыми - Святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Дамаскина),утварью посредственна, содержание причта от Н.А. Челищева 660 рублей ассигнациями в год. С 1844 г. на священническое место к церкви с. Колюбакино был рукоположен епископом Дмитровским Иосифом окончивший Спасо-Вифанскую семинарию Иван Васильевич Протопопов. Всего в приходе Богородицерождественской церкви состояло 87 дворов (в селе и деревнях Высоково, Новая, Неверова, Завражье, Апальщина и в сельце Шарапове Звенигородского уезда) с населением более 1200 человек.
Незадолго до своей смерти Николай Александрович Челищев в октябре 1858 г. оформляет дарственную своему сыну коллежскому советнику Андрею Николаевичу Челищеву "...в вечное и потомственное владение имение состоящее в Московской губернии в Рузском уезде село Колюбакино с деревнями...со всеми землями, лежащими на моем имении государственными податями, сын мой обязуется давать мне на мое содержание ежегодно 2000 рублей серебром". В 1880-х гг. имение при селе Колюбакине Рузского уезда принадлежит действительному статскому советнику Андрею Николаевичу Челищеву, постоянно проживающему в С.Петербурге Литейной части на Итальянской улице, №43.
Из уничтоженных заголовков архивных дел Московской Духовной Консистории узнаем, что в 1885-1886 гг. по прошению причта Богородицерождественской церкви села Колюбакина производилось дело о возобновлении главного иконостаса храма. Московское императорское археологическое общество в 1886 г. разрешило причту церкви Рождества Богородицы в селе Колюбакине исправить иконостас и иконы, не искажая древние памятники русского церковного искусства. В 1894 г. по материалам Московской Духовной Консистории в Богородицерождественской церкви села Колюбакина были возобновлены придельные иконостасы, а в 1901 г. происходил капитальный ремонт храма. В конце XIX в. (1890-е гг.) фабричное заведение и имение при селе Колюбакине Рузского уезда покупают фабриканты Гиршман. По материалам обследования Московской губернии на 1913 г. при селе Колюбакине Рузского уезда упоминается фабрика, фабричная школа, имение В. и С. И. Гиршман, а также имение наследников И. П. Жданова.
К 1910 г. относится страховая опись Богородицерождественской церкви с. Колюбакина (страховой отдел Хозяйственного управления Святейшего Синода) с описанием храма: "церковь каменная, снаружи и внутри окрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зеленой краской, длинна церкви с колокольней 7 сажень 1 аршин, ширина 9 сажень, высота до верха карниза 2 сажени 2 аршина, на церкви одна большая глава, больших окон II, в куполе 6 штук, дверей наружных створчатых 2 штуки, внутренних 4 штуки. Иконостасов три: первый длинной 8 аршин, высотой 12 аршин, придельные длинной 6,5 аршин, высотой в 5 аршин. Церковь отапливается 4 изразцовыми печами. Колокольня в два яруса, высотой до верха карниза 5 сажень 2 аршина". При церкви упоминается построенная в 1907 году деревянная бревенчатая сторожка на каменном фундаменте, крытая железом, покрашенным красной краскою. В 1912 г. Строительное отделение Московского губернского правления рассматривала проект и пояснительную записку, посланные Московской Духовной Консисторией по прошению причта и старосты Богородицерождественской церкви села Колюбакина Рузского уезда Московской губернии на устройство новых двух полудуховых печей. 17 декабря 1912 г. проект с пояснительной запиской был рассмотрен Строительным отделением и утвержден протоколом. В деле находится единственный чертеж (план церкви) и пояснительная записка без подписи автора проекта, представленные в фотокопиях в настоящей работе. Таким образом, по данным историко-архивных исследований можно выделить следующие строительные этапы по церкви Рождества Богородицы в с. Колюбакино: 1652 г. - по благословенной грамоте от Святейшего патриарха Московского и всея Руси Никона построена и освящена церковь Рождества Богородицы в вотчине боярина Никиты Ивановича Одоевского.
ХУП-ХУШ вв. - устроены два придела во имя Николая Чудотворца и Василия Блаженного. 1816-1618 гг. - капитальный ремонт храма на средства В.П. Разумовской: растеска окон настоящей Богородицерождественской церкви, растеска дверей из трапезы в настоящую церковь, в приделах и трапезе полы выстланы лещадью, восстановлен наружный облик церкви, вся церковь расписана живописцем Андреем Озеровым. 1834-1835 гг. - перестройка придельных храмов Богородицерождественской церкви на средства Н.А. Челищева, с устройством духовых печей (трапезный храм весь сделан зимним - теплым), переименование придела во имя Василия Блаженного в честь преподобного Иоанна Дамаскина. 1884-1886 гг. - возобновление главного иконостаса и икон Богородицерождественской церкви. 1894 г. - возобновление придельных иконостасов. 1901 г. - капитальный ремонт храма. 1912 г. - проект устройства двух полудуховых печей (весь храм становится теплым - зимним).
Закрытый в 1937 г., лишившийся главы и колокольни, храм вновь открыт в 1990 г. Были начаты реставрационные работы. К настоящему времени храм поднят из руин и находится в хорошем состоянии. Произведена роспись значительной части храма. Проводятся работы по устройству иконостаса, восстановлена разрушенная до основания колокольня. Строится церковный дом для воскресной школы, ранее располагавшейся прямо в храме. При храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Колюбакино работает Воскресная школа. Школу посещают ребята от 7-ми до 15-ти лет. Занятия проводятся один раз в неделю, по субботам. Преподаватели проводят с детьми уроки Закона Божия и истории. Дети знакомятся с событиями священной истории Ветхого и Нового Завета, богослужением Православной Церкви. На уроках ребята учат заповеди Божии, молитвы, знакомятся с правилами поведения в храме. Также дети получают знания из истории России и Русской церкви, знакомятся с историей родного края Особенно дети с радостью относятся к занятиям в кружке керамики, сами изготавливают отливочные формы, лепят, расписывают и обжигают поделки.
Также проводятся паломнические поездки и экскурсии. В Москве ребята посетили Свято-Данилов и Донской монастыри, помолились перед иконой Владимирской Богоматери в храме Свт. Николая в Толмачах и побывали в Третьяковской Галерее. Всем особенно запоминаются экскурсии по соборам Московского Кремля. Всегда интересно проходят поездки по пушкинским местам. Дети бывали в Литературном музее А. С. Пушкина в Москве, а также в усадьбах Большие Вяземы и Захарово, история которых тесно связана с именем великого поэта. После любой поездки дети делятся впечатлениями, пишут сочинения, рисуют, оформляют стенды c фотографиями, рассказывающими о поездках.
Каждый год ученики Воскресной школы готовят Рождественскую елку, они разучивают праздничные рождественские песнопения и детские песенки. С помощью взрослых дети готовят представления на рождественскую тему. Роли в сказках находятся и для малышей и для школьников старших классов.
В результате урагана 13.07.2016 г. зданию храма Рождества Богородицы был причинен значительный ущерб. В ходе устранения последствий урагана по храму Рождества Богородицы п. Колюбакино на средства, полученные в качестве благотворительной помощи из Епархиального управления, прихожан, благотворителей жителей Рузского района и предпринимателей произведены следующие работы:
1. Изготовлены и установлены 6 окон верхнего яруса храма.
2. Изготовлены и установлены 4 стрельчатых окна первого яруса храма.
3. Приобретено 6240 шт. кирпича.
4. Изготовление и установлены 3 окна алтарной апсиды.
5. Проведена реставрация креста на колокольню и вновь изготовлен и позолочен крест на завершение главы храма.
6. Проведена реставрация главы храма, карнизов и фасада.
На средства благотворителей, которые сами оплачивали работы и стройматериалы устроены а) крыши 1 и 2 ярусов храма из оцинкованной покрашенной жести, б) установлено новое оборудование вентиляции храма, в) отремонтирована и устроена кровля сторожки, приобретены и установлены окна сторожки.
Настоятель и Приходской совет сердечно благодарит всех, причастных к красоте Рузского района и п. Колюбакино за сочувствие, проявленное в стихийном бедствии, молитвенную и материальную помощь, благодаря которой к престольному празднику храма удалось устранить основные последствия урагана.