Николай Васильевич Виноградский

1873 - 1937, протоиерей

Священномученик Николай родился 3 сентября 1873 г. в Москве в семье священника Василия Ильича Виноградского, клирика церкви Троицкой в Зубове.

После окончания Волоколамского духовного училища поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1894 г.

С 1895 г. работал учителем в церковноприходской школе Преображенского храма на Песках в Каретном ряду в Москве.

Женился, жену звали Надежда Алексеевна, детей не было.

В 1897 г. был рукоположен во священника и направлен в Крестовоздвиженский храм села Крестовоздвиженское Клинского уезда Московской губернии.

С 1899 по 1901 год служил в городе Москве, с 1901 по 1918 год - в селе Рюховское Волоколамского уезда.

После революции о. Николай сменил много приходов, так как храмы стали закрываться один за другим, и нужно было иметь огромное терпение и упование на Бога, чтобы в этих условиях не сложить с себя священный сан, не отказаться от Бога, а продолжать служить на все новых и новых приходах. В 1918 г. его направили в город Волоколамск, в 1924 г. перевели в село Егорье Волоколамского района, затем в 1929 г. - в село Лихачёво (Лехачёво) Московского района, в 1931 г. - в село Федоскино Дмитровского района. В двадцатые  годы он был лишен избирательных прав как священнослужитель.

В мае 1937 г. был переведен на последнее место своего служения - в село Михайловское Рузского района Московской области, где стал настоятелем храма в честь Архангела Михаила. К этому времени за ревностное служение Церкви отец Николай уже был награжден саном протоиерея.

В Михайловском храме протоиерей Николай прослужил недолго – всего пять месяцев. В ноябре 1937 г. он был арестован.

Овдовел. В неотправленном письме от 27 октября 1937 г. он писал: «… живу теперь я один … вот так по-монашески с Богом». Отец Николай являл собою образец нестяжательного пастыря - у него никогда не было никакого имущества. И на последнем месте своего служения он жил в приходском доме. В том же письме он с теплом и уважением пишет об отношениях с новой паствой: «… приходской церковный совет очень заботится обо мне».

Из протоколов допросов свидетелей также ясно видно, что самоотверженное служение отца Николая привлекало в храм много людей. За короткое время новому настоятелю удалось завоевать любовь и уважение прихожан, что особенно раздражало власти. Один из свидетелей показал: «Виноградский… в дни религиозных праздников созывает в церкви многолюдные собрания верующих, задерживая последних по целым дням и тем самым срывая полевые работы». Попробуй-ка сейчас зазови деревенских жителей в храм, даже и не во время уборочной. А тогда, в 1937-м еще крепка была вера в народе, сильны православные традиции, и, несмотря на гонения, народ тянулся к Церкви и к о. Николаю. 

Практически все протоколы допросов репрессированных в 1937-м году написаны как под копирку: агитация против колхозов, срыв всех мероприятий партии и правительства, выступления против дискриминации верующих, что тоже считалось антисоветской агитацией. Однако, наверное, самой большой виной перед Советской властью являлось именно служение Богу и Церкви. Попы объявлялись классово чуждым элементом и подлежали уничтожению. Им не было места в «светлом царстве социализма». О. Николай (со слов свидетелей обвинения) говорил: «Люди забыли Бога, и Бог дал людям ту власть, какую они заслуживают. Что-то изменить в этом мире можно только покаянием. Вы не захотели быть рабами Божиими, стали рабами Советской власти, которая обирает вас через колхозы. «Бодрствуйте и молитеся, да не внидите в напасть. (Мф.14,38)».

На допросе следователь требовал назвать людей, с которыми отец Николай поддерживал тесные связи. Понимая, что это может иметь самые трагические последствия, отец Николай ответил: «… связи я ни с кем не поддерживаю». Обвинение в контрреволюционной деятельности он не признал.

Решением Тройки НКВД от 5 декабря 1937 г. за «контрреволюционную агитацию» был приговорен к расстрелу. Расстрелян 15 декабря1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. Погребен в безвестной общей могиле. «Порази пастыря, и рассеются овцы стада (Зах.13,7)».   

27 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области.

В августе 2000 года был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Память 2 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

 

Использованные материалы

БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...u**
Новомученики Рузского района. Московские епархиальные ведомости № 1-2, 2004.
http://www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2004_1_2/11.htm
Рузское благочиние. Новомученики и исповедники. Протоиерей Николай Некрасов http://orthodoxruza.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47:nik1&catid=6:ispovedniki&Itemid=9
Составитель священник Олег Митров «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Декабрь». -  Тверь, 2004 - С. 17-19.
http://www.fond.ru/userfiles/person/1411/1295781337.pdf
Списки духовенства Волоколамского района XIX-XX вв. http://genusnostrum.narod.ru/clergy.htm
Семейный архив правнука, иеромонаха Сергия (Виноградского)