Организация музыкальных, развивающих занятий для разновозрастных детей в Воскресной школе

16.08.2011

Никто не спорит, что открытие воскресной школы дело важное и нужное, даже если приход невелик и детей не много.

В нашем, затерявшемся среди лесов и дачных посёлков, храме, куда и дойти-то не так просто, к сентябрю 2010 года, наконец, с Божией помощью, всё сложилось: и помещение (маленький классик в недавно построенном доме причта) было закончено, и куплено добрым человеком электрическое пианино, и преподаватели нашлись. Дело за «малым» набрать детей.

Храм наш стоит в роскошном месте на левом берегу Москвы-реки в деревне Васильевское, но, чтобы подойти к нему, надо пройти над речкой по подвесному мосту длиной более 70-ти метров. Ближайший населённый пункт на противоположном крутом берегу примерно на расстоянии метров 800. Там, бывшей усадьбе князей Щербатовых, разместилось подворье Новодевичьего монастыря, где и храм свой есть, и воскресная школа, и уже несколько лет работает Центр Развития Ребёнка с ежедневными занятиями и большим количеством кружков. Это привлекает большое количество детей. А в самой деревне Васильевское, на сегодняшний день, проживает один ребёнок да и тот дошкольного возраста.

Помолясь, отец -настоятель поговорил с родителями и желающие нашлись. Стали думать и решать: что и как преподавать?

Во-первых, конечно, музыку. Каждый православный родитель хотел бы, чтобы его чадо было музыкально развитым, чтобы могло пением славить Творца.

Как преподавать каждый, новоиспечённый преподаватель, должен был решить сам. Для меня, этот вопрос был далеко непраздным. Чтобы один академический час в неделю принёс как можно больше пользы, с учётом того, что дети пришли от 4-х до 10-ти лет, нужна методика.

Методика, отвечающая потребностям детей, дающая возможность преподавателю учитывать их возрастные особенности и не противоречащая реальным материально-техническим условиям.

По Божиему промышлению, мне когда-то довелось познакомиться с замечательным педагогом и музыкантом Львом Вячеславовичем Виноградовым, который разработал методику преподавания музыки детям. Его подходы и принципы, как нельзя лучше, подходят для работы с детьми разного возраста и разного уровня подготовки. Л.В. Виноградов глубоко убеждён, и эта его убеждённость всем нам очень импонирует, что каждый ребёнок может стать музыкантом.

Позволю себе небольшую цитату из его статьи под названием «Раскрыть музыку в её целостности», напечатанной в журнале «Искусство в школе» за февраль 1994г. « …В.Гюго говорил о трёх «языках» культуры — о языке буквы, цифры и ноты. Сейчас люди убедились, что все могут читать и считать. Пришло время убедиться, что все могут стать музыкантами. Ибо музыка как эстетический предмет сформировалась не для избранных, а для всех. Однако, чтобы действительно стать музыкантом, нужно ещё то особенное, что мы называем музыкальным чувством… Я начинаю учить музыке с этого исходного чувства. Это целая система и называется она «элементарное музицирование». Элементарное — это не примитивное, а исходное, из которого получается целое, образ предмета. Музицирование — это форма деятельности, больше похожая на определённый образ жизни, где музыку «проживают», а не «проходят»….»

Вот к этой-то системе, её принципам, методике и практическому материалу, я и решила прибегнуть потому, что она может быть адаптирована практически к любым условиям. Тем более, в наследство от закрывшейся, в недавнем прошлом, Полушкинской сельской школы, нам достался набор изрядно потрёпанных, но ещё целых орфинструментов. (Это металлофоны и ксилофоны со съёмными пластинами, изобретение Карла Орфа )

Безусловно, работать, как известный педагог мы и не мыслили, нас больше заботит отсутствие любителей нормального пения вообще и клиросных певцов в частности, но из всего богатства предложенного музыкального материала, в указанной методике, всегда можно выбрать приемлемое для каждой конкретной группы детей и разновозрастной в том числе.

Разновозрастность детей влияет на протекание педагогического процесса иногда положительно, иногда отрицательно. Самый главный минус это быстрая утомляемость детей 4-х,5-ти и 6-ти лет. Более старшие дети только вошли в рабочее состояние, а малыши уже устали, начинают отвлекаться и мешать. Сначала мы прибегали к помощи родителей, но это оказалось малоэффективно. Тогда я стала просить помощи у детей больших. Вот тут сразу появились плюсы. Старшие помогают и опекают младших, становятся для них примером, а малыши рядом с большими быстрее осваивают материал и учителю не приходится нагружать детей многочисленными указаниями, замечаниями, утомлять повторами. Дети друг от друга обучаются быстрее. Тут я должна сделать одно немаловажное замечание:

В системе Льва Виноградова, при разучивании упражнений, песенок, пьесок у детей развивается чувство ритма, координация движений, координация слуха и голоса, ребёнок мало - помалу начинает различать звуки по высоте, приобретать навык правильного дыхания и звукоизвлечения. Это развивающая методика, и именно поэтому она была взята за основу преподавания музыки в нашей малочисленной воскресной школе.

Итак, методика есть, всё необходимое для работы есть, пора приступать. На первый урок пришли девять детей. В глазах настороженное любопытство, кое-кто, на всякий случай, прихватил с собой маму, некоторые бабушку. Сразу договорились, что наши уроки будут называться занятия. Ведь урок предполагает проверку и оценку знаний, а это нам ни к чему, мы пришли заниматься музыкой и оценивать свою работу будем сами. Все трудности нам придётся преодолевать самим и успехи, в первую очередь, нужны только нам. А вот радостью, которая сопутствует успеху, конечно же мы будем делиться со всеми, но это будет позже, примерно в начале января на первом школьном празднике.

Пишу для себя план-учёт с условным разделением занятия на три части. 1-я часть — Ритмика. Представляет собой блок упражнений на развитие чувства ритма, координации движений. Играет роль разминки, организует, настраивает на работу, требует от детей проявления коммуникативных свойств личности.

Двигаться под музыку очень нравится детям, они принимают предложенные учителем упражнения безоговорочно, подсознательно понимая, что это им необходимо и полезно. Движение для ребёнка -нормальное состояние и почти не требует волевых усилий. Ловкий скоординированный ребёнок чувствует себя уверенно в любом виде деятельности.

Начинаем с самых простых движений :ходьба, бег и др., далее чуть сложнее пока не освоят все. Если уж у ребёнка очень долго что-то совсем не получается, предлагаю позаниматься дома на досуге. За весь учебный год таких случаев было мало.

Продолжительность этой части от 5-ти до 10-ти минут.

2-я часть — Музыкальная грамота. Сюда входит необходимый минимум знаний из теории музыки и сольфеджирование. Требует от детей внимания и сосредоточенности т.е. активной работы мозга.

Музыкант должен быть грамотным. Пение по нотам без сопровождения для развития координации слуха и голоса чрезвычайно важно, хотя и даётся очень трудно. Поэтому, для начала, материал элементарный. Коротенькие узнаваемые детские песенки, попевки, отдельные музыкальные фразы. При ознакомлении с размером, метром, длительностями берём упражнения с использованием «собственных инструментов» (хлопки, шлепки, притопы) или шумовыми детскими музыкальными инструментами (ложки, ручной барабан, треугольник) только чтобы было максимально интересно, чтобы не ускользало внимание. Обычная активизация процесса обучения. На малышей особо не обращаем внимания, что смогли, то и хорошо. Они ведь и писать и читать ещё не умеют.

Эта часть занятия занимает 10-15 минут.

3-я часть — Пение. Собственно цель наших занятий. Приобретение певческих навыков, развитие голоса и слуха.

Петь любят подавляющее большинство детей, но мало кто может оценить качество своего пения, ещё меньше детей у которых, в силу каких-то условий, присутствует правильное извлечение звука т.е. природная постановка голоса и уж совсем редко встречаются дети у кого этот самый голос есть.

Значит, начинаем работать над монотоном, унисоном, дыханием, используя песни известных детских композиторов, песни из мультфильмов, заводные народные песенки, чтобы обязательно нравились детям, чтобы хотелось петь. Сюда же мы включали и тропари к праздникам и несложные ектении. Присутствие на занятиях больших и смышлёных детей даёт надежду на возможность скорейшего возникновения хорового ядра. В конце занятия обязательно исполняем знакомые любимые песенки просто для души, для положительных эмоций.

Пением мы занимаемся примерно 15 минут.

Такое трёхчастное разделение занятия было на протяжении месяца. С пятого занятия мы почувствовали в себе силы прибавить ещё одну часть. Мы потому, что процесс обучения это сотрудничество учителя и учеников. Итак, 4-я часть — Музицирование. Куда вошла игра на детских музыкальных инструментах (металлофонах, ксилофонах, блокфлейтах и т.д.). Игра на орфинструментах всегда производит оптимизирующий эффект на занятие. Она развивает слух, координацию, даёт навык работы в ансамбле, позволяет почувствовать себя успешными. Секрет успеха — съёмные пластинки. На инструментах оставляем только нужные, ошибиться трудно и запомнить партию легко. Это же здорово! Ребёнок в первый раз берёт в руки палочки и у него сразу получается!

Музицировать мы можем долго и 15 и 20 минут, для этого приходится чуть сокращать предыдущие части занятия или занятие может увеличиться на 10-15 минут.

Во втором полугодии у нас появилась, по желанию детей, ещё одна часть:

5-я часть — Музыкальная игра. Сюда вошли несколько коллективных игр с предметами (мячом, барабаном и др.) и без предметов (игры-хороводы).

О роли игры в жизни детей сказано много, музыкальная же игра это тренировка, да не простая а весёлая. Дети тренируются действовать слаженно, ритмично, согласовывать пение с движением и музыкой, выполнять движения с предметами, взаимодействовать друг с другом, общаться с помощью глаз и жестов.

Игра длится не более 5-ти минут. Делу время — потехе час.

За 2010-2011 учебный год было проведено 32 урока и два праздника: «Рождественская ёлочка» и «Отчётный концерт для родителей».

Количество детей быстро увеличилось с 9-ти до 13-ти, не считая детей посетивших 1 — 2 занятия. Если учитывать и их, то за прошедший год класс посетили 24 ребёнка. К концу года стало понятно, что назрела необходимость разделить класс на две подгруппы : старшую и младшую. К младшей в новом учебном году присоединятся новенькие дети, а со старшими мы пойдём дальше. В перспективе мы планируем, в работе со старшими детьми, больше уделять времени разучиванию несложных песнопений церковного обихода и, если даст Бог, участвовать в районных Рождественских и Пасхальных фестивалях. Показаться зрителям очень ответственно и радостно и должно стать стимулом к дальнейшей работе, усилить стремление к успеху.

Назад к списку новостей