Духовно-нравственные мотивы в авторской песне ХХ века

10.06.2013

«ДА ПОМОЖЕТ НАМ БОГ!»

В переполненном актовом зале гимназии №1 Рузы отзвучало контральто певицы Елены Максимовой, исполнившей песню протоиерея Игоря Лепешинского на слова Владимира Палея:

«Черные ризы…Тихое пенье…

Ласковый отблеск синих лампад…

Боже всесильный! Дай мне терпенья:

Борются в сердце небо и ад»

 

и школьники тихо потянулись к дверям.

Учителя гимназии окружили протоиерея Игоря Лепешинского: что-то спрашивали, во что-то еще вслушивались, точно в душах еще продолжали звучать песни бардов-шестидесятников.

Прошло очередное мероприятие в рамках областных Рождественских чтений «Духовно-нравственные мотивы в авторской песне ХХ века», которые провели священники Рузского благочиния и педагоги гимназии №1.

Учительница музыки Валентина Березкина несколько раз произнесла: «Что-то мы не так делаем, что-то мы не так делаем».

«НА ЭТОМ БЕРЕГЕ ВЫСОКОМ… - И СМЕРТИ НЕТ И СВЕТ В ОКНЕ…»

На экране высветился человек с гитарой.

-Знаете этого человека? – спросил зал отец Игорь.

-Это Сергей Никитин, - раздался из глубины зала голос школьницы.

Зазвучала песня на стихи Юнны Мориц:

На этом береге туманном,

Где память пахнет океаном,

И смерти нет, и свет в окне...

Сидящий рядом со мной пожилой мужчина подпевал: «все влюблены и все крылаты…».

 

Комментарий священника:

- В авторской песни шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, если внимательно прислушаться, слышатся христианские мотивы. Есть песни-молитвы, песни о вечной жизни, песни о поиске смысла жизни…

…Куда-то глубоко ушла в себя ученица 9 класса Наталья Боберская: «Мы сейчас слушаем Рэп, Хип-хоп…» Но я понимаю, что авторские песни более жизненны.

Одно время Наташа ходила в воскресную школу, молилась, пела духовные песни. Было ощущение, точно купалась в чистой горной реке… Потом в душу вошло нечто другое. Как это объяснить?.. Ну, что-то игривое, беззаботное, и думать уже не нужно и не хочется. В воскресную школу ходить перестала…»

Может, так же менялось и сознание послереволюционного поколения. Уничтожались православные храмы, расстреливалось духовенство.

Из душ людей вытравлялось все, что связывало их с русской православной культурой, со стремлением к Истине, к поиску ответов на вечные вопросы: кто есть я? Что такое любовь? Зачем я на земле?

Тем удивителен феномен авторской песни шестидесятников. Как зеленая травка, она пробилась через многократные слои закатанного асфальта безбожной субкультуры на земле древней православной традиции русского народа.

Храмы были заколочены и порушены, а под гитарные перезвоны, в дыме костра, в таежной глубине, на арктической дрейфующей станции, склоне Эльбруса звучала знаменитая в те годы песня Вадима Егорова:

И опустится ночь, и осыплется град,

и обрушится меч на клейменые лица...

Подойди же ко мне, мой товарищ и брат,

помолись за меня, не умея молиться.

И когда поутру, отрешась от тревог,

мы пойдем на помост сквозь гоненья и гогот, -

да поможет нам Бог, да поможет нам Бог,

да поможет нам Бог - нам, не верящим в Бога.

 

«ТОЛЬКО СВЕТИ, СВЕТИ»

В мгновения звучания записей песен возникало ощущение, что люди находятся в каком-то ином измерении, в другом мире: дальнем, высоком, чистом.

Комментарий священника:

- Эти песни – молитвенное общение того поколения людей с Богом. Вы все слышите: любовь воспевается как вечное неповторимое чувств, как желание через любовь к ближнему, к дорогому тебе существу прикоснуться и к неизреченной тайне Божественной Любви.

Ты у меня одна,

Словно в ночи луна,

Словно в степи сосна,

Словно в году весна.

Нету другой такой

Ни за какой рекой,

Нет за туманами,

Дальними странами.

 

Раннехристианский философ Тертуллиан говорил, что душа по своей природе христианка. Человеческая природа изначально устремлена ко Творцу, стремится к реализации заложенных Создателем свойств: любви, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания.

- Авторская песня, - продолжил о. Игорь, как это не парадоксально звучит, в какой-то мере выполняла роль Церкви. Я сам вырос во внецерковной среде, где о Боге и о вере никогда не говорили. И если мне, ребенку, становилось грустно и плохо, то я включал магнитофон, ставил «Молитву» Булата Окуджавы, и приходило успокоение, облегчение.

«СКАЗОЧНЫМ МЛЕЧНЫМ ПУТЕМ»

…Постелите мне степь,

Занавесте мне окна туманом,

В изголовье поставьте

Упавшую с неба звезду!

…От морей и от гор

Веет вечностью, веет простором.

Раз посмотришь - почувствуешь:

Вечно, ребята, живем!

Не больничным от вас

Ухожу я, друзья, коридором,

Ухожу я, товарищи,

Сказочным Млечным путем.

(Ю.Визбор по мотивам стихотворения Я.Смелякова)

 

Каждый из нас всматривался в звездное небо.

Философ Кант писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Даже апостол Павел, по собственному признанию, видел загробную жизнь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».

Вот и барды тоже пытались хоть как-то, в силу своей немощи, представить эту сокровенную тайну райского бытия.

Ведь даже в гениальных произведениях есть некий потолок, предел; они не открывают путь к вечной жизни, а лишь пытаются подвести к нему.

- У меня пять внуков, - говорит преподаватель «Основ безопасности и жизнедеятельности» гимназии №1 Станислав Семенович Ефремов, - стараюсь не просто объяснить им Господние заповеди, а провести их через близкую мне мысль: что Бог говорит с нами языком обстоятельств, мы отвечаем Ему языком поступков. Мы постоянно находимся в состоянии выбора между божественным и богопротивным. Проявить благую волю или заглушить голос совести – наш ежедневный экзамен, и Господь взращивает нас в меру нашей решимости следовать Его воле.

Учитель показал на переполненный актовый зал гимназии:

- Посмотрите на лица детей. Я их сейчас сам не узнаю: серьезные, задумчивые, точно прикоснулись к какой-то тайне. Все вопросы сейчас внутри них, и ключ к разгадке также лежит в их сердцах. Эти песни успокаивают нервы, очищают душу.

«СЧАСТЬЕ СВОЕ НА НЕСЧАСТЬЕ ЧУЖОМ»

Есть такое выражение: хочешь, чтобы тебя услышали, говорили шепотом. Так говорил и пел Булат Окуджава: тихо, может, с некоторой робостью в интонациях, но его слышали.

«Можно построить из вымысла дом,

Даже устроить праздники в нем.

Но не построится и не устроится

счастье твое на несчастье чужом».

 

«Не все то золото, не все то золото,

хоть и сверкает оно и звенит».

Кажется, вся жизнь еще впереди, и если что-то саднит в душе, то ты просто отмахиваешься, как от назойливого комара: все еще успею переделать, переписать, исправить. Но настанут другие испытания, иные уроки, появятся иные учителя. И эти двойки уже невозможно будет исправить…

Жизнь только начинается, хочется много успеть, много сделать, а молодость кажется такой бесконечной и длинной, что совсем не хочется думать.

В этом и есть сила авторской песни той эпохи. Пробуждать в душе те чувства, что находятся в самых сокровенных уголках сердца.

Многие даже и не догадывались, что они способны так проникновенно осязать совсем тонкие и невесомые мысли. Человек вдруг точно просыпается: «Господи! Да так ли я жил?».

«ГОНЯТ ВЕСЕЛО НА НОМЕРА!»

Тишину актового зала гимназии разорвал взрыв голоса Владимира Высоцкого:

« Рвусь из сил и из всех сухожилий, но сегодня опять как вчера

Обложили меня обложили! Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки, там охотники прячутся в тень

На снегу кувыркаются волки, превратившись в живую мишень»

Комментарий священника:

Песня вовсе не про охотников и волков. И не только о той ушедшей эпохе, когда думающие люди были загнаны в интеллектуальные резервации: об этом писать нельзя, такие стихи и музыка нам, строителям коммунизма, не нужны.

Ключевая фраза в этой песни: «я из повиновения вышел за флажки, жажда жизни сильней!»

Мы жадно стремились к новой жизни, к новому мироустроению. Не заметили, как нас снова обложили флажками. Как снова нас гонят егеря. Уже другие егеря…

Флажками стали такие обманки, как культ потребительского общества, жажда денег, материальных благ, чувственных удовольствий….

Мы не заметили, как попали за флажки. А «егеря» отстреливают нас: алкоголем, наркотиками…

Учителя долго не отпускали священников.

Звучали вопросы: как возродить авторскую песню?

Начальник отдела по работе с образовательными учреждениями управления образования администрации Рузского муниципального района Наталья Тырнова предложила наладить сотрудничество между коллективами школ. Авторскую песню любят в Дороховской школе. Есть гитарная группа при «Молодежном центре». В гимназии №1 имеется сложившияся группа авторской песни учителей, которая сегодня тоже поучаствовала в творческой встрече. При Димитрие-Солунском храме есть хор «Мироносицы».

По просьбе педагогов о. Игорь рассказал о своей песне «Черные ризы»

Песня написана на стихи князя Владимира Палея. В 1918 году вместе с другими алапаевскими узниками он был сброшен большевиками живым в 60-метровую шахту Нижняя Селимская.

Лучшие произведения Палея по силе и красоте не уступают великим поэтам «серебряного века», а по нравственной чистоте он и выше многих. Ему был только 21 год, когда заключительные строки одного из его стихотворений —«Надпись на могиле» — стали для него действительностью.

У каждого человека должна быть в жизни цель, если он хочет полноты жизни. Если не хочет жить, думать и изъясняться на языке мексиканских сериалов и рекламных слоганов. Если хочет верно выстроить свою жизнь. Если хочет вырваться за флажки…

Игорь ТРАВИН.

Публикуем и другие песни, прозвучавшие на встрече:

Назад к списку новостей