Крестный ход на храмовом празднике святого блаженного Василия в Колюбакино 15 августа 2014 года

18.08.2014

15 августа в Колюбакино храмовый праздник. Левый придел храма Рождества Богрордицы посвящен Василию Блаженному. Святой Василий свой подвиг жизни совершал в Москве, и погребен в 1552 году на месте, где в 1555 построен самый прекрасный в мире собор Покрова Богородицы, называемый «Храм Василия Блаженного».  

В 1547 году Иван Васильевич, построивший Храм Василия Блаженного, был  возведен в царский титул. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом император.

Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Грозному Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси».   В  этот же период, в 1552 г.    была взята Казань и одержана полная  победа над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Для утверждения царского достоинства Русского царя и был построен храм Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного. Москва, Красная площадь.

«Событие это имело громадное значение, особенно для московского государства. Вот почему было необходимым увековечить достойным образом память этого события. Вопрос стоял в том, каким именно образом это сделать? Соорудить храм? Но соорудить обыкновенный храм было бы слишком мало – уж если строить, так необыкновенный храм, не земной, а надземный, одним словом такой, о котором говорится в писании как о «доме Отца Моего». В этом доме, сказано, имеется много обителей; какие же это обители? Обители эти не могут быть иными как обителями блаженства, а блаженств девять, т.к. Иисус Христос в Своей нагорной проповеди говорит о девяти блаженствах. Вот сообразно со всем высказанным и построен храм Василия Блаженного: храм этот не может быть построен прямо на земле, как обыкновенно строят храмы, а должен быть поднят над землей, как храм блаженств, куда можно войти, только оставив все мирское за собою, чистому духом. Поэтому храм стоит на возвышенном сводчатом фундаменте, куда ведут высокие лестницы; поднявшись по ним на храмовую площадь, можно войти в любую из девяти церквей, т.е. обителей блаженств. Средняя из них больше остальных, ибо она обитель «алчущих и жаждущих правды» - наиболее достойных блаженства, т.к. они, по словам проповеди, будут насыщены, т.е. действительно достигнут блаженства.

Прочие восемь блаженств можно разделить на две категории: на положительные и страдательные. К первым относятся: (1) миротворцы, (2) милосердные, (3) чистые сердцем и (4) кроткие духом; ко вторым – те, которых люди: (5) преследуют и (6) поносят за правду, (7) которые опечалены и (8) нищие духом.

Обители верных – наиболее достойных – помещаются в четырех высоких главах, а вторые – в четырех малых. Кроме того, эти главы расположены так, что четыре большие образуют прямоугольный крест, т.е. крест Спасителя, а четыре малые – косой крест, т.е. крест апостола Андрея Первозванного, который первый распространил христианство в России и был распят на косом кресте Спрашивается теперь, - имеется ли в мире другой такой храм, в который была бы вложена такая высоко-идеальная идея, как в этот надземный храм блаженств?! И кто похоронен под сводами храма блаженств? Василий Блаженный».

Перепечатано из «Финляндской газеты», Но. 54 за 1902


Назад к списку новостей